Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 1.3 плана Контрольно-счетной палаты муниципального образования Успенский район на 2018 год (по заданию прокуратуры)
Объект проверки: муниципальное унитарное предприятие «Успенский водоканал» муниципального образования Успенский район (далее по тексту МУП «Водоканал» или Предприятие)
Предмет проверки: отдельные вопросы осуществления финансово-хозяйственной деятельности МУП «Водоканал»
Цель проверки: анализ эффективного использования имущества муниципального образования Успенский район и сельских поселений Успенского района переданного на праве хозяйственного ведения МУП «Успенский водоканал»
Проверяемый период: 2017 и истекший период 2018 года
Срок проведения проверки: с 5 февраля по 5 марта 2018 года, проверка проведена – председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования Успенский район Алядиновым Э.С., заместителем Контрольно-счетной палаты муниципального образования Успенский район Навасардян Д.М., с привлечением главного специалиста по внутреннему муниципальному финансовому контролю администрации муниципального образования Успенский район Филимоновой Г.Л. (на основании письма прокуратуры от 06.02.2018 № 7-10/2018-367)
Способ проверки: выборочный
Результаты проверки
В ходе проведения контрольно-ревизионного мероприятия выявлены следующие нарушения:
- в нарушение норм Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Устава Предприятия не обеспечены требования ст. 20, 22, 23, 24 в части порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности; утверждения бухгалтерской отчетности; показателей эффективности деятельности унитарного предприятия. Предприятием только в феврале 2018 года в адрес администрации муниципального образования Успенский район официально направлены документы для согласования;
- учетная политика предприятия разработана формально и не содержит общих принципов ведения и организации бухгалтерского учета, исходя из особенностей деятельности предприятия;
- предприятием не соблюдены требования стати 16 Федерального Закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» по созданию резервного фонда унитарного предприятия за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли в порядке и в размерах, которые предусмотрены Уставом, и использование его исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия (5 процентов от чистой прибыли и не менее 10 % процентов Уставного фонда предприятия);
- предприятием не соблюдены требования статьи 17 Федерального Закона от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», по перечислению в местный бюджет части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей в порядке, размерах и в сроки, которые определяются органами местного самоуправления (2016 год – 60,5 тыс. руб., 2017 год – 62,75 тыс. руб.);
- неисполнение мероприятий, указанных в производственных программах за 2015-2016 годы, утвержденных Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.12.2014 №62/2014-окк и от 27.11.2015 №74/2015-окк;
- все объекты недвижимого имущества, переданные в оперативное управление (хозяйственное ведение) МУП «Успенский водоканал» числятся на балансе предприятия, кроме водопроводных сетей с. Маламино, сторожки (расположенного по адресу: с. Успенское, ул. Ленина, дом 244А), по которым стадия передачи не завершена. Все объекты движимого и недвижимого имущества переданы МУП «Успенский водоканал» на срок одиннадцать месяцев.
- в нарушение части 1 статьи 2 Федерального Закона от 21.06.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок по ним» в органах юстиции регистрация права хозяйственного ведения на объекты недвижимости, закрепленные за предприятием, не произведена.
- штатная численность, размеры окладов и объемы месячного фонда заработной платы, изменения штатной численности и размеров оплаты труда, «Положение об оплате труда» не согласовывались с учредителем – администрацией муниципального образования Успенский район
- выборочной проверкой установлено, что в штатном расписании допускаются указание по одноименным должностям с различным размером должностных окладов, без обоснования различия должностей. Заработная плата работникам выплачивалась и в иные не установленные дни.
- в ходе изучения представленных документов по оплате труда работников Предприятия в проверяемом периоде выборочной проверкой установлено следующее:
10.1. в противоречие ТК (ст. 60.2, 151) приказами предприятия доплаты за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работы производятся не по одной и той же профессии или должности, то есть выполнение однородной работы (в 2017 году в среднем по договорам привлекаются 47 работников) по аналогичной должности, (специальности, квалификации). На предприятии имеет место издание приказа не по факту наступления события, а заблаговременно.
10.2. выборочной проверкой установлен факт нарушения ст. 84.1 и ст. 140 ТК РФ - полный расчет с увольняемым работником производится не в последний рабочий день, а спустя 1 неделю. Имеют место случаи не исполнения требований ст. 236 ТК РФ - не выплата полагающейся компенсации одновременно с задержанной заработной платой и компенсацией отпуска при увольнении;
10.3. установлены факты нарушения ст. 167 ТК РФ - период нахождения работника в командировке, включая дни в пути и вынужденной остановки, заработная плата сотрудников не рассчитывалась по среднему заработку. Данное нарушение устранено в ходе проведения контрольно-ревизионного мероприятия;
10.4. предприятием не соблюдаются требования ст. 113, 153 ТК РФ при привлечении сотрудников к работе в выходные и праздничные дни (приказы не содержат конкретных размеров доплат за работу в выходной и праздничный день).
10.5. заключаются договора подряда с физическими лицами по одним и тем же работам, должностям, в том числе имеющимися в штатном расписании (, которые носят постоянный характер из года в год.
10.6. в актах сдачи-приемки работ (услуг) по договорам в отдельных случаях отсутствуют конкретные объемы оказанных, выполненных работ, вследствие чего не представляется возможным проконтролировать фактическое выполнение оказанных услуг или выполненных работ и ставится под сомнение их фактическое исполнение.
- администрацией МУП «Успенский водоканал» заключаются договора аренды легкового транспорта для служебных целей непосредственно с работниками предприятия. В тоже время производится возмещение работникам предприятия, использующих этот транспорт по служебным поездкам, стоимости ГСМ - по арендованному легковому транспорту без разработки и утверждения распорядительного документа - Положения об использовании работниками личных легковых автомобилей для служебных целей на Предприятии. Система, порядок, размеры и объемы выплат не согласовывались с учредителем – администрацией муниципального образования Успенский район.
- основная часть остатка денежных средств в кассе Предприятия на конец рабочего дня минуя расчетные счета оформляется в подотчет кассиру, с последующей оплатой на следующий день (в первый рабочий день) денежных средств в основном за электроэнергию и другие первоочередные нужды предприятия.
Предприятием допущены непроизводительные расходы в форме уплаты пени и штрафов (за несвоевременную уплату налогов и страховых взносов в бюджет, органами Роспотребнадзора и Инспекцией по охране труда) в общей сумме 476,1 тыс. руб., оплата которых произведена непосредственно из кассы предприятия.
- в нарушении п.4 Указания ЦБ РФ от 07.10.2013 №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» выборочной проверкой установлено, что в 2016 году имеются случаи выдачи и возврата займов Предприятием с кассы, минуя расчетные счета в банках.
- пункт 1.1. Учетная политика организации на 2017 год противоречит требованиям пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н в части отнесения имущества к основным средствам. Что привело в целом к искажению учета основных средств и материальных запасов.
- выборочной проверкой оборотно-сальдовых ведомостей по счету 10 «Материалы» за 2017г. и первичных документов списания материальных запасов установлено списание имущества, которое по всем условиям подпадает под основные средства (имеющих высокую стоимость и срок использования, которых более 12 мес.). Предприятием не обеспечен контроль за сохранностью имущества, после передачи материалов в пользование или в производство (гидрокостюм, тепловычислитель ТСРВ-042, расходомер-счетчик электромагнитный ВЗЛЕТ ЭР, насос ЭВЦ 6-16-90, преобразователь частоты, рабочее колесо, светильник светодиодный SPO-102 и тд.).
- на Предприятии при списании отсутствуют Акты осмотра технического состояния оборудования и материалов со сроком использования более 12 месяцев о невозможности использования оборудования и не целесообразности дальнейшего использования и проведения ремонта.
- в нарушении пункта 1.6 утвержденной учетной политики на Предприятии не разработан и не утвержден приказ определяющий состав инвентаризационной комиссии, сроки и порядок ее деятельности.
- выборочной проверкой установлено, что Предприятием не обеспечены требования ст. 23 от 14.11.2002 г 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в части согласования совершения крупных сделок с учредителем имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия.
- на Предприятии отсутствует аварийный запас материальных ресурсов. В аварийных ситуациях приобретение материалов осуществляется по факту необходимости для выполнения аварийных и других ремонтных работ. На Предприятии в 2017 году не установлен лимит расходов на приобретение ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях. Использование личного транспорта как служебного, в том числе его количество, размер арендной платы, лимиты ГСМ, расходы на него не согласованы (не утверждены) с Учредителем (Администрацией муниципального образования Успенский район). На предприятии имеет место списание горюче смазочных материалов (бензин, газ) на хозяйственные расходы без составления актов-нарядов заданий.
- в ходе проверки журнала регистрации путевых листов выявлено несоблюдения требований Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78, путевые листы выписываются не хронологическом порядке, а по каждому водителю отдельно, выявлены путевые листы, выписанные задним числом. В журнале выдачи путевых листов имеется случаи отсутствия: подписи водителя в получении путевых листов и даты выдачи путевых листов.
- при выборочной проверке авансовых отчетов Предприятия в нарушении Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 1 августа 2001 г. №55, а именно при возмещении произведенных расходов авансовые отчеты не содержат обязательные реквизиты или заполнены с нарушениями.
- кредиторская задолженность МУП «Успенский водоканал» с января 2017 года до января 2018 года выросла с 16 561 тыс. руб. до 21 359,2 тыс. руб., то есть на 4 798,2 тыс. руб. или в 1,2 раза. Сумма дебиторской задолженности Предприятия по Расчетам с покупателями и заказчиками с января 2017 года до января 2018 года возросла с 11 967,8 тыс. руб. до 15 059,0 тыс. руб., то есть на 3 091,2 тыс. руб. или в 1,3 раза.
Расходы предприятия за проверяемый период в сумме 9 422,7 тыс. руб. (330,9 тыс. руб. - доплаты за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работы; 3,2 тыс. руб. – доплата за совмещение на период временной нетрудоспособности отсутствующего сотрудника; 7 511,4 тыс. руб. оплата труда по договорам подряда; 15,6 тыс. руб. - аренды легкового транспорта для служебных целей; 1 068,2 тыс. руб. - возмещение стоимости ГСМ работникам предприятия, использующих свой личный транспорт в служебных целях; 476,1 тыс. руб. - уплата пени и штрафов; 1,1 тыс. руб. - остаток неиспользованного бензина, числящегося за сотрудником при увольнении; 16,2 тыс. руб. - списано ГСМ без наличия актов-нарядов заданий на хозяйственные расходы) считать неэффективными, необоснованными и нерезультативными расходами предприятия, в том числе безрезультативные – 476,1 тыс. руб., необоснованные 8 946,6 тыс. руб.
Выводы
В процессе проведения Контрольно-счетной палатой муниципального образования Успенский район контрольно-ревизионного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Успенский водоканал» муниципального образования Успенский район за 2017 год и истекший период 2018 года» установлены отдельные нарушения при исполнении ряда нормативно-правовых актов Российской Федерации, администрации муниципального образования Успенский район, Бюджетного кодекса, бухгалтерского учета.
Предложения
Контрольно-счетная палата муниципального образования Успенский район, учитывая допущенные нарушения и несоответствия, выявленные в ходе контрольно-ревизионного мероприятия, предлагает:
Администрации муниципального образования Успенский район, МУП «Успенский водоканал» совместно с отделом по вопросам имущественных отношений и развитию инвестиций и с отделом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Успенский район:
- рассмотреть на совещании с работниками материалы и акт проверки Контрольно-счетной палаты муниципального образования Успенский район и данное заключение, провести анализ всех допущенных нарушений и несоответствий, разработать и утвердить план мероприятий по их устранению и недопущению впредь;
- установить конкретных должностных лиц, ответственных за допущенные нарушения и привлечь к мерам ответственности;
- осуществить контроль в рамках устранения нарушений по необоснованным, неэффективным и нерезультативными расходам за счет средств предприятия, принять меры по приведению нормативно-правовых и учетных документов в соответствие с действующим законодательством РФ, нормативно-правовыми актами администрации муниципального образования Успенский район, Устава МУП «Успенский водоканал»;
- усилить контроль за целевым, экономным, эффективным и своевременным использованием средств предприятия и не допускать необоснованные, неэффективные и нерезультативные расходы. Обеспечить организацию внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- обеспечить разработку и утверждение учетной политики предприятия исходя из особенностей деятельности предприятия;
- обеспечивать соблюдение требований статьей 16, 17 Федерального Закона от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», по созданию резервного фонда унитарного предприятия за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли и по перечислению в местный бюджет части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- обеспечить исполнение мероприятий, указанных в производственных программах за 2015-2016 годы, утвержденных Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края;
- обеспечить администрации муниципального образования Успенский район передачу, а МУП «Успенский водоканал» прием в хозяйственное ведение такие объекты недвижимого имущества, как водопроводные сети с. Маламино, сторожка (расположенного по адресу: с. Успенское, ул. Ленина, дом 244А);
- обеспечить регистрацию в органах юстиции права хозяйственного ведения на объекты недвижимости в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 21.06.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок по ним»;
- обеспечить указание размера должностного оклада в штатном расписании с обоснованием различия должностей по одноименным должностям;
- обеспечивать содержание в приказах предприятия конкретные размеры доплат за работу в выходной, праздничный день, сверхурочных работ в соответствии со ст. 113, 153 ТК;
- обеспечивать доплаты за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работы в соответствии со ст. 60.2, 151 ТК РФ, полный расчет с уволенными работниками в соответствии со ст. 84.1 ТК;
- в рамках прав собственника (учредителя) имущества унитарного предприятия в соответствии со ст. 20 Федерального Закона от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» обеспечить согласование с учредителем штатной численности, размер окладов и объемы месячного фонда заработной платы, изменения штатной численности и размеров оплаты труда, Положение об оплате труда, размеры арендной платы и количество легкового транспорта для служебных целей непосредственно с работниками предприятия, возмещение работникам предприятия стоимости ГСМ; разработать и утвердить Положение об использовании работниками личных легковых автомобилей для служебных целей на Предприятии. Обеспечить условия использования легкового транспорта для служебных целей и непосредственно аренда транспортных средств в соответствии с нормами Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»;
- обеспечивать в актах сдачи-приемки работ (услуг) по договорам гражданско-правового характера и договорам на выполнение (оказание) работ (услуг) конкретные объемы оказанных услуг, выполненных работ. Ограничить количество и рекомендовать согласовать перечень и количество должностей по договорам гражданско-правового характера с целью сокращения необоснованных расходов предприятия;
- обеспечивать сдачу наличных денежных средств на расчетный счет из кассы Предприятия на конец рабочего дня и не допускать оформления в подотчет кассиру с последующей оплатой на следующий день (в первый рабочий день) денежных средств на нужды предприятия в соответствии с Указаниями ЦБ РФ от 07.10.2013 №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»;
- обеспечивать исполнение Постановления Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Успенский РОСП «Об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства» от 19.10.2016 года №23069/16/83865916»;
- обеспечить соответствие пункта 1.1. Учетной политики требованиям пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н в части отнесения имущества к основным средствам;
- обеспечивать учет по счету 10 «Материалы» материальных запасов, которые по всем условиям подпадают под основные средства (имеющих высокую стоимость и срок использования, которых более 12 мес.); составление акта осмотра технического состояния оборудования и материалов со сроком использования более 12 месяцев о невозможности использования оборудования и не целесообразности дальнейшего использования и проведения ремонта;
- обеспечить разработку и утверждение распорядительного документа, определяющего состав инвентаризационной комиссии, сроки и порядок ее деятельности; установление лимита расходов на приобретение ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях, в приказе прописать наименование вида и марки топлива;
- обеспечивать соблюдение требований ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 г. 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в части согласования совершения крупных сделок с учредителем имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия;
- обеспечивать наличие аварийного запаса необходимых материалов, для осуществления ремонта водопроводных и канализационных сетей;
- обеспечивать заполнение журнала регистрации путевых листов согласно требованиям Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78;
- обеспечивать составление и заполнение обязательных реквизитов авансовых отчетов согласно Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 1 августа 2001 г. №55;
Принятые меры
В связи с выявленными существенными нарушениями при исполнении ряда нормативно-правовых актов Российской Федерации, администрации муниципального образования Успенский район, Бюджетного кодекса, бухгалтерского учета по МУП «Водоканал» была направлена информация в адрес главы муниципального образования Успенский район, председателя Совета муниципального образования Успенский район и направлены материалы контрольно-ревизионного мероприятия для устранения допущенных нарушений и принятия соответствующих мер руководителю МУП «Водоканал».
В связи с выявленными фактами, имеющие признаки финансовых нарушений при использовании бюджетных средств бюджета муниципального образования Успенский район материалы проверки направлены в Прокуратуру Успенского района для возможного применения мер прокурорского реагирования.